Живопись Олега Караваева
 
Категории раздела
СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ [9]
Статьи
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Февраль » 28 » Картины великих художников. Рафаэль. Фреска "Афинская школа".Продолжение.
19:36
Картины великих художников. Рафаэль. Фреска "Афинская школа".Продолжение.

Картины великих художников. 

Рафаэль. Фреска "Афинская школа".

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

 

Итак, продолжим наше краткое изучение этого шедевра живописи.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, представляющие две школы философии. Платон (в его облике узнаются черты Леонардо да Винчи) держит в левой руке книгу «Тимей» (один из немногих известных в эпоху Возрождения диалогов Платона), а правой рукой указывает на небо. Аристотель в левой руке держит свою «Этику», а правую протягивает вперед, указывая на землю. Над ними в нишах, по обе стороны от арки, стоят статуи Аполлона с лирой (слева) и Афины в шлеме, с копьем и щитом с головой Горгоны-Медузы (справа). Покровители искусств, Аполлон и Афина в то же время знаменуют торжество разума и духа над человеческими страстями и желаниями. 

Вокруг двух центральных фигур располагаются группами философы, мистики, ученые. Слева от Платона – Сократ со своими учениками Александром, Ксенофонтом, Алкивиадом и Есхином. Ниже, у подножия лестницы – арабский философ Аверроэс (Ибн Рушд), греческие философы-досократики Анаксимандр и Анаксагор заглядывают в книгу, которую держит Пифагор, олицетворяющий одно из семи свободных искусств – Арифметику. 

Правее от них сидит, опершись на куб, еще один философ-досократик – Гераклит. В его облике отчетливо узнаются черты Микеланджело, который одновременно с Рафаэлем работал в Ватикане, буквально по соседству расписывая Сикстинскую капеллу. 

Как противоположность статичной, неподвижной фигуре Гераклита дана фигура киника Диогена, развалившегося на ступенях лестницы (ступени, как можно предположить, символизируют этапы овладения истиной). 

Ниже и правее Гераклита расположилась группа учеников, слушающих пояснения Евклида (по другой версии – Архимеда), который с циркулем в руках склонился над диаграммой. Евклид олицетворяет еще одно свободное искусство – Геометрию. В образе Евклида Рафаэль, как предполагают, изобразил, архитектора Браманте. 

Прямо за спиной Евклида стоят: спиной к зрителю – греческий астроном и географ Птолемей с земным шаром в руках, лицом – персидский астроном и философ Зороастр, или  Заратуштра, с небесной сферой (в его облике запечатлен, как полагают, кардинал Пьетро Бембо, ученый и поэт); возле них у стены – сам Рафаэль (в темном берете, он смотрит прямо на зрителя) и его друг художник Содома (по другой версии – его учитель Перуджино). 

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения). 

Представители разных учений, только формально объединенные единым архитектурным пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное. Нет сомнения, что Рафаэль был неплохо знаком с сочинениями великих философов и - удивительная проницательность! - понимал суть философского метода познания, предполагающего немалую долю субъективности, проявления личных устремлений и принципов жизни мыслителя.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи Напротив - уединенный мечтател. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.

Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...

Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки..."

( К сожалению,адрес этой статьи утерян.Готов его прописать,если укажете,уважаемый автор ! )

И вот, Ваш покорный слуга-художник Олег Караваев,стоя возле этого шедевра в музее Ватикана, так глубоко проникся творением гения,что решил написать копию.

Пишу уже 5-й год! Посвящаю ее 500-летию написания фрески САМИМ РАФАЭЛЕМ! Размер фрески 3х8 метров.У меня скромнее :) 60х80 см.Холст масло.

Готов ускорить написание! 

ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, УВАЖАЕМЫЕ ЦЕНИТЕЛИ ИСКУССТВА!!!

 

 Картины художника Олега Караваева, картины на заказ, живопись Олега Караваева, пейзаж, заказать картину, портрет, коллаж, натюрморт, портреты животных, живопись, изобразительное искусство, Портал независимых художников, продажа картин, художники Киева, картины великих художников, картины маслом, роспись стен, роспись мебели, купить картину, картины по фотографии, женский портрет, мужской портрет, поделки для дачи, декор.

ГЛАВНАЯ

Категория: СТАТЬИ ОБ ИСКУССТВЕ | Просмотров: 1326 | Добавил: karavaev | Теги: фреска, Рафаэль, копия, Афинская школа, Картины великих художников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Архив записей

Copyright Художник Олег Караваев © 2012